Карданный вал передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки на главную передачу ведущей оси. Он применяется на заднеприводных и полноприводных автомобилях, у которых эти агрегаты разнесены друг от друга. На переднеприводниках, у которых коробка передач сблокирована с главной передачей, кардан Вы не встретите.
Даже у автомобилей с независимой подвеской соединенные карданным валом агрегаты трансмиссии при движении немного «плавают» на своих эластичных опорах, меняя угловое расположение и расстояние относительно друг друга. А при зависимой подвеске главная передача вместе с ведущим мостом перемещается в широких диапазонах относительно коробки передач или «раздатки».
Поэтому карданный вал должен обладать способностью менять свои углы и длину при вращении. За изменение углов отвечают карданные шарниры, в роли которых обычно выступают крестовины – реже ШРУСы, а изменение длины обеспечивает подвижное шлицевое соединение передней и задней частей вала.
Карданные шарниры и шлицевое соединение принимают на себя огромный крутящий момент, поэтому неизбежно изнашиваются. Этот износ можно замедлить регулярной смазкой крестовин и шлицевого соединения (если эти операции предусмотрены конструкцией вала), но рано или поздно вал все равно потребует ремонта или замены.
Если износились одна или обе крестовины – обычно их две: передняя и задняя, их можно заменить отдельно. Если же разбилось подвижное шлицевое соединение, замене подлежит вал в сборе.
Желающим отремонтировать вал хотелось бы напомнить два очень важных момента, о которых многие забывают. Перед заменой крестовин или разборкой шлицевого соединения – если эта операция для чего-то понадобится – надо обязательно делать метки напротив друг друга на всех рассоединяемых деталях вала.
Казалось бы, что изменится, если при замене крестовины фланец-вилку, которой вал крепится к фланцу коробки передач или главной передачи, радиально перевернуть относительно вилки вала на 180°? Визуально и конструктивно ничего не изменится. Но только при этом может нарушиться его заводская балансировка, и при движении автомобиля начнутся вибрации.
Со шлицевым соединением другая история. Поскольку крестовины в отличие от ШРУСов не обеспечивают равных угловых скоростей, при работе под углом фланец-вилки начинают вращаться пульсациями, слегка опережая/отставая от скорости вращения вала. Чтобы вал вращался равномерно, при его сборке на заводе передняя и задняя части соединяются в шлицах таким образом, чтобы опережения/отставания передней и задней фланец-вилок происходили строго в противофазе друг другу. Соответственно, если при сборке вала соединение повернуть хотя бы на один шлиц, вибрации будут неизбежны.
Еще один элемент карданной передачи с ограниченным сроком службы – промежуточная опора карданного вала, которая не является обязательной и обычно применяется для валов большой длины. В промежуточной опоре со временем изнашивается подшипник, либо отрывает ее эластичную резиновую подушку.
В ассортименте ПРАМО есть крестовины и промежуточные опоры для большинства отечественных легковых и грузовых автомобилей. А недавно в портфеле компании появились и карданные валы в сборе для грузовых автомобилей.
Если износились обе крестовины и в шлицевом соединении тоже наметился люфт, замена вала в сборе будет однозначно более быстрым и качественным, а иногда еще и более выгодным способом ремонта, нежели его частичная реанимация. Ассортимент карданных ПРАМО валов будет расширяться в соответствии со спросом.
Маршрут
Характеристики товара
Адрес доставки